Начальный этап обучения искусству музыкальной композиции или Возражение тем, кто считает, что нельзя научиться создавать музыку.
Желающий научиться "сочинять музыку" (не люблю это выражение) должен понимать, что обучение - это процесс, т. е. последовательность неких действий во времени, причем процесс долгий.
Прежде всего ученику необходимо начальное музыкальное образование. Хотя приходилось наблюдать, как, к примеру, в художественной школе проходит систематическое обучение будущих художников и как в музыкальной школе (за редким исключением) не существует системы обучения будущих композиторов. Но теоретическая и практически-исполнительская основа, даваемая музыкальной школой, незаменима для дальнейшего обучения будущего композитора.
Возраст от 10 до 15 лет наиболее эффективен для начала обучения композиции, основной же этап - примерно от 15 до 22 лет, завершающий этап - примерно до 25 лет. Разумеется, это приблизительные цифры. Конечно же все зависит от особенностей и таланта ученика.
Талант - это умение найти то, что никто до тебя не находил. Он невозможен без творческой интуиции. Научить такой интуиции врядли возможно, это врожденный элемент сознания. Но помочь развить интуицию можно. Птенец не сразу находит нужное зерно; взрослая птица ему помогает своим примером. С музыкой сложнее. Если у талантливого ученика из-за неопытности не получается найти "зерно", то учитель должен указать ему правильное направление, т. е. где, как и что искать. На этом этапе, пожалуй, сложнее всего учителю. Попробуйте ответить на вопрос: где находится это "где и что", где это "место без места", из которого ученик выуживает "музыкальные зерна"? Понимание приходит только в процессе действия (обучения). А у учителя, если это настоящий учитель, есть метод.
Кроме написания эскизов, небольших пьес и разнообразной слуховой практики, ученику необходимо освоить основы гармонии, музыкальной формы, ритма, фактуры, инструментоведения, оркестровки, полифонии. Отнюдь не лишними являются литература и живопись. Спустя какое-то время можно вернуться - к главному. - к теории музыки, взгляд на которую у вдумчивого ученика наверняка изменится. О сознательной технике композиции на этом этапе обучения говорить еще рано.
Когда ученик способен собрать разнообразный материал для различных композиций, начальный этап обучения можно считать пройденным. Теперь, собственно, и начинается обучение искусству создавать музыкальные произведения. Важность начального этапа несомненна, поскольку умение "собирать зерна" должно остаться на всю жизнь. К сожалению, есть достаточное количество примеров, когда такое умение теряется, а композитор (считающий себя таковым безоговорочно) об этом даже не подозревает.
Часто встречается и другой "эффект". Представьте, что официант принес ваш заказ: кусочек сырого мяса, сырые картофель, лук, морковь, свеклу, помидоры, капусту, сладкий перец, немного масла, специи. Вы ему говорите, что заказывали борщ, а не его составляющие. Многие композиторы так и поступают, выдавая "ингридиенты" за готовое блюдо. Значит, они остановились на начальном этапе (который, повторюсь, без таланта и интуиции не пройти), а к искусству создания музыки так и не приблизились.
P. S. Оставим шоу-бизнесу (имеющему с искусством мало общего) прерогативу на создание "гениев" и "шедевров". Тебя не должены тревожить вопросы: гений ты или нет? шедевр ли ты создал или нет? Это вопросы дилетанта, не способного преодолеть свое невежество и освоить ремесло. В жизни профессионального композитора существуют иные точки отсчета.
Хотя приходилось наблюдать, как, к примеру, в художественной школе проходит систематическое обучение будущих художников и как в музыкальной школе (за редким исключением) не существует системы обучения будущих композиторов.
Это по сути не верное наблюдение. В художественной школе осуществляется процесс, который можно охарактеризовать как "доставка лошади к водопою". При этом никто не может научить такого рисовальщика творить, "пить воду". Способность замечать прекрасное, и стремиться передать его свойствена выпускникам худ. школ в такой же степени, как и другим людям, которые "вдруг" берут в руки фотоаппарат и начинаю фотографировать.
P. S. Оставим шоу-бизнесу (имеющему с искусством мало общего) прерогативу на создание "гениев" и "шедевров". Тебя не должены тревожить вопросы: гений ты или нет? шедевр ли ты создал или нет? Это вопросы дилетанта, не способного преодолеть свое невежество и освоить ремесло. В жизни профессионального композитора существуют иные точки отсчета.
Как мне представляется - система музыкального обучения направлена на то, чтобы обеспечить поток ремесленников, способных профессионально готовить музыкальный продукт, пригодный для употребления. В этом ряду "33 коровы", "Джага-джага" гораздо проще перевариваются, чем квартеты Брамса или Бетховена. Вот и создают все эти бесконечные профессиональные композиторы бесконечные вариации на тему "Мурки" или "сертаки.40" 😉
Интересно, что система образования наносит ущерб и в другом. Простые и понятные опусы, не требующие особой подготовки слушателя для восприятия, но предъявляющие серьезные претензии к личности исполнителя благополучно остаются в средней школе. Яркий пример - вальсы Шопена.
На самом деле за нашими "можно" или "нельзя" скрываются интересные вещи. Там, простите за банальность, и "Ответственность Художника" не на последнем месте.
Если можно научиться писать музыку, то. (я посредством ремесла становлюсь мастером или остаюсь ремесленником? и т. д.)
А отсутствие желания к обучению мне приходится наблюдать часто. Характерный пример. Юный художник, обладающий интуицией и великолепным чувством цвета который год не может освоить рисунок и композицию (тут интуиции и таланта мало, нужно знать, как это делается и научиться этому, преодолев свою "творческую" лень). Результат - все созданное рассыпается, есть удачные фрагменты, а произведения искусства нет. В музыке аналогичные явления также не редкость.
Вывод: где нет обучения, там нет искусства.